Министерство внутренних дел в 2018 году намерено серьезно ужесточить наказание за систематические нарушения правил дорожного движения, передает ТАСС .
Как сообщается, подробностей о новой инициативе МВД пока мало, известно лишь, что речь идет о введении так называемой дифференцированной системы наказаний.
«В 2018 году продолжится целенаправленная работа по наведению надлежащего порядка на дорогах страны. В первую очередь, это касается предложений о введении дифференцированного наказания за систематическое нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортного средства, а также уточнении порядка установления факта употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ, установления ответственности за хулиганство со стороны участников дорожного движения», – указали в ведомстве.
Предполагается, что предлагается возродить в России так называемые «баллы» или «дырки» в правах. В прошлом году депутаты Госдумы уже одобрили в первом чтении законопроект, предусматривающий лишение прав на 1-1,5 года после трех «серьезных» нарушений ПДД. К ним, в частности, относятся: превышение скорости на 40 км/ч и более; нарушения при проезде железнодорожных переездов; проезд на красный свет (или невыполнение указаний регулировщика); непропуск машины с «мигалкой» и включенной звуковой сигнализацией; разворот, поворот налево или движение задним ходом в неположенном месте; выезд на «встречку»; невыполнение требования ПДД уступить дорогу пешеходам.
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков считает, что перечень административных правонарушений, которые будут служить основанием для лишения прав, нужно существенно скорректировать. По его словам, необходимо убрать упоминание о нарушении скоростного режима от 40 до 60 км/ч и непропуск пешеходов.
Новый регламент ГИБДД
«В городах-миллионниках невозможно быстро проехать «зебру», особенно если она представляет собой продолжение тротуара, и для того, чтобы пропустить всех пешеходов, придется стоять несколько часов. Получается, что любого водителя можно останавливать и формально привлекать за это к административной ответственности, а после трех подобных эпизодов лишать его прав», – указал парламентарий.
Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов полагает, что штрафовать нужно за неправильную организацию дорожного движения, а не за вынужденные нарушения ПДД.
«Какой-то чудак организовал пешеходный переход там, где автомобилю невозможно его миновать без нарушения правил, а штрафовать будут водителей. Кто-то повесил на участке Новой Риги знак ограничения скорости в 60 км/ч, он уже висит три года, а ловят за нарушение скоростного режима автомобилистов», – указал Шкуматов в интервью радиостанции «Коммерсант FM».
Введение дифференцированного наказания за систематические нарушения ПДД сможет улучшить ситуацию на дорогах, уверен председатель межрегионального общественного движения «Союз пешеходов» Владимир Соколов.
«Мы сейчас видим огромное число наездов на пешеходов, речь идет о десятках тысяч погибших. Это уровень безопасности, сравнимый с Африкой, так что ужесточать наказание необходимо, если мы хотим нормальной жизни», – подчеркнул он.
Отметим, что система «трех дырок» действовала еще во времена Советского Союза. За нарушение правил водитель получал прокол в талоне предупреждений. После того, как СССР развалился, проколы ушли в прошлое, однако в 1993 году вместо них было решено ввести балльную систему. Инспектор от руки вписывал их в специально придуманные для этой цели вкладыши к водительским удостоверениям. Так, если автомобилист превышал скорость на 10-30 км/ч, записывали два балла, а за проезд на красный свет – уже три. В случае, если в течение года водитель набирал 15 баллов, то его лишали прав на срок от 3 до 6 месяцев.
Тем не менее в 1997 году данную систему отменили. Юристы доказали, что получение штрафа одновременно с баллами и лишением прав подпадает под «двойное наказание» за одно и то же нарушение, что противоречит конституции. В статье 50 Основного документа сказано, что «никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление».